Вторник, 19.03.2024, 15:50 | |
Походы деда Щукаря. | |
Приветствую Вас Гость | RSS | |
Г. Пакин: gpsigma@yandex.ru После Теберды... можно идти на апрельскую Полометь смело. И наоборот... Дед Щукарь
Удобно двигаться по краю основной струи, лавируя среди обливных камней и «простреливать» прижимы на поворотах. Через 500 м ниже устья р. Джамагат и начала шиверы над рекой ж/б автомобильный мост - ориентир расположенного ниже пор. Моренный. Он соединяет автотрассу (Л) с карьером на правом берегу. Перед ним короткий (50 м) спокойный участок быстротока. За мостом продолжается сложная шивера. Река поворачивает направо, следует прямой стометровый участок мощной шиверы, где основная струя идёт под правым берегом. Затем пологий левый поворот, в конце которого находится пор. Моренный (КС-3).
Это линия крупных обливных камней поперёк реки с проходами шириной 2-3 м между ними и пологими, но достаточно бурными сливами. Для безопасного прохождения желателен просмотр. К сожалению, шивера выше порога не позволяет отвлекаться на поиск ориентиров. Лишь потом замечаешь и высокую осыпную террасу правого берега, стоящие в ряд на левом берегу старые с/х грузовики и дальше развалины 2 ферм. Лучше остановиться в районе моста и осмотреть порог по дороге правого берега (500 м). За порогом шивера продолжается.
Крупный обливной камень в прижиме на правом повороте и сразу за ним ещё более мощный полуобливной на левом (пор. «Не-зевай»). Рекомендуется просмотр.
Дальше одним руслом река течёт до п. Джингирик. Встречаются несложные шиверы и быстрые перекаты. Важно не пропустить начало порога. С наплыва видно, как река круто сваливает под скалу правого берега. По верху идёт автотрасса (П). За порогом виден висячий пешеходный мост. На правом берегу тянется луговина - место для лагеря. Вверх по скале на автотрассу с луговины выходит тропа. Река постепенно наполняется за счёт притоков, но полноводной становится только после впадения р. Мал. Зеленчук. Ниже г. Черкесск под автомобильным и ж/д мостом короткий порог из бетонных плит (КС-2). Для определения S-образной линии движения необходим просмотр (П). Ниже 200-метровая шивера с бетонными надолбами в русле. Вода в реке ниже г. Черкесск загрязнена стоками, для питья непригодна. Воду из притоков и родников нужно кипятить, их поймы используются для выпаса скота. Ниже г. Черкесск в долине появляются густые пойменные леса, река течёт быстрыми протоками. Встречаются несплошные завалы из гигантских тополей, прижимы и сбойки. Чистую воду можно найти в обсохших протоках среди галечных отмелей. В реке ловится форель.
Необычное для Кавказских рек средство сплава вызывает пристальный интерес местных рыбаков. Ловят форель. В городе все столбы оклеены предложениями коммерческого рафтинга по р. Теберда, но «Щуку» здесь видят впервые. Интересуются стоимостью лодки. В глазах читается опасение за исход сплава и откровенная зависть. Притоки вдвое увеличивают количество воды в реке. Русло расширяется до 30 м. Большой уклон, крупные валуны в основной струе под высоким левым берегом. Прижимы и навалы воды на поворотах. Просматриваю 2 поворота да автомобильного моста через реку, по которому возят камень из карьера на правом берегу. Там же идёт дорога вдоль реки и в ущелье р. Джамагат. Если не лезть в основную струю, а идти по краю, среди обливняков, вовремя «срезать» прижимы, то вполне ходимо. Перед мостом вообще спокойный участок быстротока. За мостом тот же характер шиверы. Начинаю сплав. Тактика себя оправдывает, специально не даю лодке разгоняться, иначе начинаю задевать камни. Притормаживаю за бочками и в тени крупных валунов. Камни хорошо окатаны, острых граней почти нет. Прохожу под мостом. Вообще опоры мостов на этой реке не нарушают динамику потока и не препятствуют сплаву, что приятно радует. Считаю, что прошёл пор. Моренный, мест подходящих под его катамаранное описание было предостаточно. Немного расслабляюсь после бурного участка шиверы и срезая левый поворот, выскакиваю на гряду подводных валунов через всю реку. Нацеливаюсь в проход у левого берега. Слив далеко не лучший и соваться в него без просмотра не хочется. Забрасываю нос лодки на обливной камень и медленно сползаю в тень за ним, пересекая слив и минуя бочку на выходе (есть такой «Щучий» приём на крайний случай). Пристаю к берегу, фотографирую препятствие и нахожу все описанные в лоции ориентиры пор. Моренный (3 КС). Жалко. Порог интересный. Можно было красиво пройти. Но шивера продолжается, река проще не становится и манит дальше. Через 3 км напряжённого сплава чувствую, что на сегодня хватит. Лодка здорово набрала воды через деку и стала тяжелой и плохоуправляемой. Руки ломит от непрерывной работы веслом. Сильный холодный встречный ветер сбивает с курса. Слева вовремя появляется прибрежный лесок. За ним виден второй, побольше, а дальше крыши п. Верх. Теберда. Второй лесок расположен на высоком острове (я вспомнил паводки, когда вода в реке быстро поднимается на метр) и отделён от левого берега мелкой протокой. Среди деревьев есть полянки, следы стоянок и костровища. То, что надо. Через час стемнеет. Быстро ставлю палатку, внутри разжигаю примус и под грохот камней в шивере наслаждаюсь теплом и впечатлениями первого дня сплава. Река интересная, достаточно сложная, сплав напряжённый. На следующий день с каменистой отмели на юге открывается панорама северной стены г. Домбай-Ульген (4046 м). Остальные вершины ГКХ скрыты склонами ущелья. 2 день сплава, 03.10 14 г, п. Верх. Теберда-п. Джингирик: за островом сильный прижим на правом повороте. Дальше в п. Верх Теберда река течёт одним руслом. Мощная струя, валы, бочки. Скорость сплава невелика 6-7 км/час, сказывается движение вне главной струи. За посёлком долина расширяется, шивера заканчивается. Начинаются узкие быстрые протоки. Однако сплав не становится легче. Главную протоку выбрать несложно. Изматывает бурное течение, частые прижимы и сбойки. Иногда приходится надолго зависать в максимальном крене, пока боковая струя тащит лодку через всю ширину реки и впечатывает в противоположный берег. Зато сбойкам сопутствуют мощные «поганки». Плоскодонная лодка на них устойчиво держится, и можно выкроить несколько мгновений спокойного сплава. Лодку постоянно захлёстывает, вода просачивается через швы деки, и каждый час приходится останавливаться и отливать воду. Это приятное занятие позволяет перевести дух. Ниже п. Верх. Теберда примерно 8 км чередуются протоки и шиверы в одном русле. Широкая долина реки упирается в живописное ущелье. Склоны покрыты лесом. По берегам выходы скал. Позади панорама снежных вершин хр. Кенделляр-Ляр (3415 м). Уклон реки уменьшается. Шиверы сменяются каменистыми перекатами. В русле одиночные камни. В ущелье длинные прямые участки быстротока, встречаются даже короткие плёсы. Такой характер река сохраняет до п. Ниж. Теберда. Посёлок расположен высоко на правом берегу и с воды почти не виден. Правый берег укреплен дамбой из крупных глыб. Река наваливается на них, образуя на поворотах отбойные валы до 1 м. За п. Ниж. Теберда снова начинаются протоки, появляется новый вид препятствий. Это сильные прижимы с крутым свалом воды и длинной фильтрующей отмелью. На выходе в узкой струе лежит большой обливной камень, за которым расположена высокая и жёсткая бочка. 2 таких прижима я успешно прохожу, а на третьем дном лодки задеваю камни фильтрующей отмели. Скорость мгновенно падает, лодка лагом сползает в струю и величаво дрейфует прямо в бочку. Переворот, естественно. Что в бочках можно кататься, эта река видимо не знает. Делаю крен на бочку, пытаюсь дотянуться веслом до пенной верхушки… и вот уже толкаю лодку к берегу, держа весло в свободной руке. Переворот произошёл вовремя. На следующем повороте прижим ещё более мощный, косые валы образуют в центре струи метровой высоты навал на большой камень. Длинная отмель не позволяет обойти его слева, а справа я сам не хочу соваться в береговой прижим. В общем, под впечатлением переворота провёл лодку в пороге «Не-зевай» вдоль берега. И нисколько не жалею. Вскоре слева открывается п. Джингирик. Вижу висячий пешеходный мостик, под которым река резко падает вправо под береговую скалу. По травянистому лугу правого берега иду смотреть Гай-порог. В правой протоке на «Щуке» не устоять, левая вполне проходима, серия мелководных ступенчатых сливов как раз для моей лодки. Сброс с последнего слива попадает под «поганку» от главной струи. Нужна хорошая скорость и велика вероятность переворота. Требуется нижняя страховка на выходе, а у меня её нет. Решаю закончить здесь сплав и объехать техногенные препятствия на р. Кубань в районе г. Карачаевск, а сплав продолжить от г. Усть-Джегуда ниже плотины. Сдуваю лодку, быстро сворачиваюсь и ловлю попутное такси. Через 30 км в п. Кубина (П) я уже ищу спуск к воде. От реки отделяет 20-метровый береговой обрыв. Обрывистая терраса тянется вдоль берега на 4 км и спуститься удается только по руслу притока. Внизу сухие протоки в густых зарослях пойменного леса и проселочная дорога, идущая от дамбы вдоль реки. Там и нужно было спускаться. По дороге выхожу к реке и останавливаюсь на ночь на поляне для пикников. Иногда отвесные береговые обрывы высотой до 150 м уходят прямо в воду. Есть и короткие каньонные сужения, где высокая терраса правого берега также обрывается отвесной стеной.
Река образует маловодные несложные прижимы то к одной, то к другой стене. Встречаются и короткие пороги. Плиты известняка образуют невысокие сливы в виде широких ступенек, легко проходимые сходу.
Ближе к г. Черкесск вдоль правого берега появляются бетонные дамбы, на поворотах встречаются бетонные плиты и каменные глыбы в русле. Валы 0,5-0,7 м. Постепенно русло наполняется водой, видимо, часть её уходит из Ставропольского канала. В черте города р. Кубань быстро течёт вдоль парковой зоны правого берега. Встречаются бурные протоки. Берег сильно загрязнен. Много рыбаков и просто отдыхающих. Ниже города реку пересекают автомобильный и железнодорожный мост. Под первым мостом маловодный порог со сложной линией движения, образованный лежащими в воде бетонными плитами. Ниже в русле из воды торчат снесённые паводком бетонные надолбы и тянется 200-метровая шивера. Вылезаю из лодки и с правого берега под опорами моста осматриваю техногенный порог. Небольшая скорость течения позволяет выдержать хитрую S-образную линию движения. Шивера идётся сходу. Вода сильно загрязнена городскими стоками и для питья непригодна. Воду из родников и притоков обязательно нужно кипятить, долины и балки используются для выпаса скота. Пойменные леса состоят из гигантских тополей с примесью ясеня и колючей акации. Всё затянуто густым и очень труднопроходимым подлеском. Пройти можно только по тропам рыбаков и старым каменистым руслам. В них иногда встречаются озерца чистой воды. Река течёт с хорошей скоростью, плёсовых участков мало. Есть короткие несложные пороги и прижимы на поворотах. Населённые пункты стоят вдалеке от воды. Сплав несложен и даже интересен. Красивые береговые обрывы подходят к реке. С них можно увидеть панораму г. Эльбрус.
Притоки открываются к реке короткими каньонами, в них есть небольшие водопады. В устье такого ручья (П) перед ст. Беломечетская останавливаюсь на ночевку. Место очень красивое. Река бьёт в отвесную скалу правого берега. Выше заводь, в которую из каньона впадает ручей. Каньон зарос камышом и невысокими деревьями. Стены каньона высотой 15-20 м образованы выветренным известняком. Много окаменелостей. Вода в ручье прозрачная, слабосолёная. Выше по течению водопад 10 м и небольшое озерцо. Неосторожно попробовав воды из ручья, на следующий день получаю сильное расстройство кишечника. Пришлось лечиться. Как выяснилось, поверху каньон огибает просёлочная дорога и вся долина ручья истоптана скотом. 4 день сплава: 05.10.14: ст. Беломечетская - г. Невинномысск, 35 км. Накануне специально остановился недалеко от города, чтобы успеть собраться и просушиться перед поездом. Гидрокостюм ещё накануне сменил на шорты из неопрена. Комфортная погода, яркое солнце, быстрая река. Вскоре слева впадает р. Мал. Зеленчук. Воды в нем больше, чем в Кубани. Сразу начинает чувствоваться вал на перекатах и в прижимах. Ниже устья слева вдоль берега тянется бетонная дамба. Вся река собирается вдоль неё в тугую узкую струю и разгоняется на протяжении 500 м. Скорость достигает 30 км/час, бетонные плиты дамбы мелькают в опасной близости от лодки. Наконец дамба заканчивается и река тормозится на больших пологих валах. Русло разбивается на протоки, текущие среди пойменного леса. Снова появляются сбойки и прижимы. В русле огромные стволы снесённых деревьев. Иногда вся река с рёвом уходит под завал, оставляя сбоку узкий проход. В прижиме на левом повороте не успеваю выгрести и сажусь на бревно. Потом долго пытаюсь сняться, чтобы не перевернуться в набегающем потоке. Лодку сразу унесёт под завал, а исследовать его изнутри опасно для жизни. Наконец, балансируя и работая креном, удается сняться с дерева и выйти на струю. Впечатлений хватит надолго. Ближе к пригородам Невинномысска на поворотах появляются сильные шиверы. Высота валов достигает 1 м. В широком русле их легко обойти. Перед п. Низки (П) на выходе из плавней сразу 2 мощных слива с интервалом в 100 м. Неожиданно встретить пороги в самом конце маршрута и почти в черте города. Между автомобильным и ж/д мостом ниже устья р. Бол. Зеленчук на правом берегу хорошее место для разборки лодки. Здесь раскладываю вещи для просушки под наблюдением многочисленных собак. Жители города выводят сюда на выгул четвероногих любимцев. Дорога с моста ведёт к ж/д вокзалу (3 км).
|
Меню сайта
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Сделать бесплатный сайт с uCoz |