Ровный участок заканчивается крутыми склонами левого берега, за которыми устье р. Шуринда. Отсюда и решаю начать сплав. Надуваю лодку, собираю весло, ещё раз проверяю экипировку. Хотя участок просмотрен при подъёме вверх, считаю нужным останавливаться перед каждой шиверой, чтобы вспомнить линию движения. Мощный слив с пульсирующими валами перед поворотом русла на север решаю обнести. Дальше начинается самое приятное - сплав вниз по бурной прозрачной реке.
В основном иду вдоль левого берега, который просматривал при подъёме, стараюсь не лезть в главную струю, которая периодически смещается от берега к берегу при поворотах русла. Бочки старательно обхожу - они длинные, мощные и сильно прикусывают корму судна, сбивая с курса и гася скорость, проходы между камнями это позволяют. Главное - не влететь в "каменный мешок" с бочкой за ним, для этого и нужен просмотр. На быстром маневренном судне все удается неожиданно легко. Стараюсь не поддаваться этой легкости хода и подойдя к сливу выше поворота реки на север, делаю короткий обнос.
Ниже ещё достаточно шивер (минимум 12). Попутно выливаю из лодки пару ведер воды. Когда вал захлестывает деку, вода набирается довольно быстро и утяжеляет ход. Следующая шивера на повороте русла на север длинная и довольно сложная (3 КС). У левого берега заход в довольно узкие ворота, затем бурный слив между крупными полуобливными камнями, короткий выход на основную струю и уход с неё в промежуток между глыбами, лежащими в шахматном порядке. Зато потом на выходе 300 м спокойного сплава по прямому участку с валами не выше 1 м и без всяких камней. Ниже шиверы скалы левого берега отвесно обрываются в реку (при движении вверх свободное лазание с лодкой за спиной), но участок реки под ними совершенно спокойный. За скалами простая короткая (100 м) шивера в широком русле, её прохожу сходу. Следующая - снова просмотр. Также вдоль левого берега несложный слалом между крупных камней. Короткий спокойный участок и начинается шивера перед Лукьяновским прижимом. Он опасен для деревянных плотов, на катамаране можно пройти по струе через крутые жесткие валы прижима. На "Щуке" в них лучше не лезть, в качестве запасного варианта возможен сплав через каменную гребенку у правого берега, минуя струю прижима.
Выхожу на середину реки, где струя начинает разгоняться. Очень мешают бочки за камнями, их оказывается неожиданно много, длинные шлейфы прихватывают корму и гасят скорость, никакого смещения при этом не получается. Перестаю с ними бороться и просто иду по струе. В самом конце выхожу на чистый участок, где подпруженная прижимом река свободна от камней. Здесь разворачиваю судно и иду вдоль струи прижима по краю валов. Они охотно готовы затянуть в себя лодку, но этого допускать нельзя. Выхожу из струи, в которой появляются сбойки и водовороты, для этого залезаю на огромную "поганку" в правом углу тайменной ямы. Благодаря плоскому дну лодка держится на ней хорошо, понемногу смещаясь вниз по течению. Пересекаю уже ослабевшую струю и пристаю на песчаный пляжик прямо к палатке за скалами прижима. Ещё есть время покататься, но снова заносить лодку вверх... Решаю на этом закончить.
День 12-13: сплав вниз по р. Муя до п. Таксимо (29+60 км -10 ходовых часов.)
Сплав вниз по быстрой реке с чистой прозрачной водой несложен. 5 простых коротких шиверх прохожу сходу (после Муйского каскада это не препятствия), дальше сильные каменистые перекаты, потом только песчаные.
Полудневка в устье р. Мудериканскит, снова рыбалка, уха. Утром встаю в 5 часов. Один баллон лодки сдулся, ничего удивительного. Баллоны в эксплуатации уже 18 лет (!), по 2-4 похода в год. Видимо, проблема с фланцем. Надуваю баллон, пока снимаю палатку, он держит. В принципе, можно плыть, периодически подкачивая на коротких остановках. "Щука" обладает большим запасом живучести, можно плыть и на одном баллоне, правда с меньшей скоростью. Встречаю на воде восход солнца. На реке туман. Из-за хребта, подсвечивая крохотный частокол лиственниц на гребне, выкатывается светило. Сразу исчезает утренняя прохлада, оживляется мошка. До устья р. Муякан река течет спокойно, около 3 км/ч. Муякан многочисленными протоками впадает в левую протоку у большого острова. Основная вода Муи идет правой протокой, делая большую излучину. Иду более короткой левой, по мере впадения проток течение усиливается. Затем до моста жд всё те же 3км/ч. Перед мостом поселок на левом берегу, моторные лодки. За мостом слева протока, в неё впадает небольшой приток. В устье еще дома. Муя петляет по болотистой низменности, постепенно приближаясь к сосновой возвышенности правого берега с вышкой мобильной связи. Перед автомобильным мостом через реку справа тянется длинный песчаный обрыв высотой 40 м, по верху вдоль берега идет дорога. В глубине видны поросшие соснами высокие песчаные дюны.
За мостом горы сжимают реку, слева впадает р. Келяна, начинаются длинные глубокие перекаты. Они тянутся на протяжении 6 км, пока река не выходит из гор. Появляются острова, песчаные отмели, правый берег примыкает к станции и изобилует местами для стоянок, многие заняты автомобилями и захламлены, как где-нибудь в Подмосковье. Здесь выход на станцию 1,5 км через пгт. Таксимо. Я прохожу дальше до конца излучины, нахожу место для стоянки на песчаной косе среди сосен.
До вечера все спокойно, а ночью начинается буйство жизни, везде машины, костры, музыка, как будто выходной день, а не середина рабочей недели. До станции больше 2 км, брод через мелкую протоку и длинный подъем по песчаной дороге. Ещё 500 м по асфальту и большой жд. вокзал.
Общие замечания и рекомендации:
Природу Муяканского и Южно-Муйского хребтов хорошо наблюдать из окна поезда в ясный погожий день. Покрытые соснами холмы, чистые реки, плавные линии хребтов, дальние зубцы Муйского Гиганта с пятнами снега, ярко-зеленый цвет лиственниц, грунтовые дороги вдоль трассы БАМа. Но стоит сойти в сторону - полное бездорожье, мох по колено, болота и озера на дне котловины. Болота неглубокие (мерзлота), но труднопроходимы из-за толстого слоя мха. Протяженность дневного перехода без троп составляет до 10 км, и эту цифру следует закладывать в план похода. Средняя скорость движения около 2 км/ч. Можно пройти и больше, за 12 ходовых часов одолеть километров 15-18, но на следующий день в горы идти уже не хочется.
В июле накомарник обязателен. Мошка, комары, слепни. Мошка обильна и в зоне гольцов. Во время ненастья (дождь, снегопад) она прячется камнях, особенно активна перед дождем. Удобны длинные рукава, плотно облегающие запястье и до пальцев закрывающие кисть руки.
Южно-Муйский и Северо-Муйский хребты существуют лишь в воображении географов. На самом деле это водоразделы, иногда с очень прихотливой линией. От неё отходят связки отрогов, а по сути это отдельные хребты протяженностью в сотню километров, вершины которых по высоте и сложности часто превосходят вершины главного водораздела.
Муя - река красивая и интересная. Её малая популярность вызвана двумя заблуждениями:
Заблуждение 1-е: "За устьем правого притока - Горбылка расположен единственный на Муе мощный сложный порог... Пройти порог по частям нельзя: слишком мала вероятность успешно причалить к берегу, да и запомнить 10-километровую трассу с таким обилием камней невозможно! Всё это делает порог непроходимым." "Водные маршруты СССР. Азиатская часть." М., ФиС, 1976 г.
Написано для деревянных плотов. На самом деле это каскад мощных шивер 3-4 КС, разделенных участками быстротока в русле шириной 75-100 м. Оба берега сложены валунами, пристать можно практически везде. Есть участки, где река делится на протоки. От устья р. Муйский Горбылок до поворота реки на север ниже устья р. Шуринда средний уклон составляет 7 м/км, препятствия более сложные, требуют просмотра и в ряде случаев организации страховки. Ниже Лукьяновского прижима уклон уменьшается до 5 м/км, в русле простые шиверы и каменистые перекаты. За устьем р. Делинда (л) каменистые перекаты постепенно сменяются песчаными., уклон реки уменьшается до 3 м/км. Особого внимания требуют препятствия п.2-п.5, п.6, п.10 (Лукьяновский прижим).