Есть ли каньон на Кулисмайоки?
Глеб Пакин
май 2012 г
Просмотру моего сайта мешает реклама?
На Mozilla Firefox в разделе Дополнения установите Adblock Plus.
ПЕШЕ-ВОДНЫЙ МАРШРУТ ПО СЕВЕРНОМУ ПРИЛАДОЖЬЮ
РЕГИОН : РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Маршрут похода: п.Леппясюрья-оз.Кулисмаярви-р.Кулисмайоки-р.Сюскюянйоки-Ладожское озеро-р.Хихнийоки-станция Леппясилта
Время похода 12-17 мая 2012 года.
Категория сложности (техническая): пешая часть- 1, водная- 1.
Протяженность пешей части: 39 км (6+12+3+ радиальный выход- 18 км), сплава- 66 км, в том числе по Ладожскому озеру- 22 км.
Маршрут пройден на надувной байдарке Щука-3 во время весеннего паводка.
Замысел похода
За последнее десятилетие водопад Белые столбы на реке Кулисмайоки стал широко известен.К нему ведет наезженная дорога. А что находится за ним?
А что там за...? За Эльбрусом, за Белухой, за Грандиозным...? И ежегодно тысячи людей отправляются в неведомое...
И возникла идея- пройти на лодке р. Кулисмайоки от истока из озера Кулисмаярви, посмотреть самый высокий в равнинной части Европы водопад во время паводка (Рейнский и Кивач на 2 и 3 месте по высоте), посетить Ладожские шхеры и скалы Импилахти, где в 70-е годы проводились Всесоюзные соревнования по скалолазанию и поискать новые водопады на левых притоках реки Хихнийоки.
Время- середина мая. На майские праздники еще много снега и остаются заторы льда.
Лоции по реке я не нашёл. Из пешего отчёта: "Река ниже водопада течет в каньоне..." Водникам известны протяженный каньон на реке Колласйоки, каньон Кивиристи на Охте, реже посещается сложный каньон на реке Пудос, вытекающей из Тикшеозера. Протяженный каньон в паводок на неизвестной реке может стать изюминкой маршрута.
Подход к началу сплава
верховье р. Кулисмайоки
Рейсовый автобус № 512 Петрозаводск-Сортавала через Суоярви ежедневно в 11-00 отправляется с автовокзала. Расстояние до Леппясюрья 168 км, время в пути 6 часов. После Суоярви моросящий дождь переходит в ливень, асфальт заканчивается и начинается разбитый грейдер. С дороги разбегаются зайцы, ходят глухари и важно клюют камешки. По обочинам появляются пятна снега, на возвышенностях они сливаются в сплошные полосы, мелькают белые поляны в ельниках. Снега становится всё больше. Интенсивное снеготаяние плюс дождевой паводок. Все болота залиты водой. Сплав обещает быть интересным. В Райконкоски мост через Уксунйоки. На реке выше моста косые метровые валы, под мостом и ниже серия бочек. Всё это шумно и весело сливается через лес. Выхожу в Леппясюрья. Поселок на сухой возвышенности, кругом леса. Пассажиров встречает сотрудник органов, вопросы стандартные: наличие регистрации в паспорте и цель поездки. От остановки автобуса нужно пройти вперёд (на З) 300 м- на ЮВ отходит хороший грейдер, по нему через 3 км- развилка. Прямая как стрела финская дорога уходит на ЮЗ и через 3 км пересекает ручей, впадающий в озеро Кулисмаярви. Места глухие, болот не видно, заросшие поля и вырубки, а в основном вокруг смешанный лес с преобладанием хвойных. Через ручей Суйстамонйоки- добротный каменный мостик. Качество постройки восхищает, дорога даже весной проходима для легкового транспорта. За мостом она упирается в отм. 100.0- г. Мякривара (на вершине есть тригапункт, но обзора нет, все закрыто лесом), поворачивает на Ю и через 20 км приводит в п. Леппясилта- конечную цель маршрута. За поворотом влево отходит проселок к стоянке на ЮЗ берегу озера (заболочена, тряпье, обрывки сетей, 3 деревянные лодки). Начинаю сплав от моста (фото 1):
До озера около 1 км по затопленному лесу, русло шириной около 10 м, поваленные деревья легко обходятся. Встретится бобровая плотина со сливом 0,3 м и завал перед устьем (обнос 25 м -л). Озеро вытянуто на 3 км с СЗ на ЮВ, берега заболочены, на правом берегу небольшая возвышенность и стоянка (сюда выходит проселок с основной дороги). В истоке реки слева выходы "бараньих лбов". С них открывается вид на озеро. Здесь и ночую (фото 2):
День 2-й:
оз. Кулисмаярви- р. Кулисмайоки- р. Сюскюянйоки- Ладожское озеро (Глухая шхера).
Первые 3 км река медленно течёт на ЮВ, ширина русла 15-30 м.
1-й порог: -за островом. 3 протоки, в левой и средней габаритные непроходы между камней, в правой крутопадающая шивера с завалами. Обнос- л, 50 м.
2-й порог:- после 500 метров плеса. Река поворачивает налево, делится островом на 2 протоки, обе перекрыты упавшими деревьями.Ниже острова- 1-я ступень: прямой водопадный слив 1 м и сразу за ним 2-я: ломаный слив высотой 2 м с боем в правую стенку (Фото 3,4):
Выход перекрыт снесенными кустами и поваленными деревьями. Проходимо, КС-4, но нужно расчищать выходную часть. Обнос обеих ступеней- п. 50 м (есть тропа).
3-й порог: через 300 м. плёса слышен шум падающей воды, река на левом повороте уходит под еловый завал. По обоим берегам выходы скал. Это водопад Раконкоски ("Крутой порог") высотой 5 м. (Фото 5):
За ним 250 м. узкой шиверы с крутым падением и извилистым ходом (Фото 6):
Обнос водопада- л. 50 м, через скальную гряду. Шиверу можно пройти, русло чистое, КС-2. После шиверы озеровидное расширение, справа небольшие скалы. Ниже водопада течение реки спокойное, завалов немного, они несложны в преодолении. Через 2 км реку пересекает железный мост автодороги (ведет на трассу Леппясюрья - Питкяранта). Отсюда к водопаду можно подняться пешком по левому берегу. Ниже моста дорога по правому берегу (идет в Леппясилта) местами выходит к реке. Встретятся красивые скалы (п.), уходящие в воду (Фото 7):
Очень напоминает небольшую речку Урала. Количество завалов- 5-6 на км. Дальше будет ещё один полуразрушенный низкий деревянный мост, плотность завалов увеличится до 8-10 на км. После впадения крупного притока Оксаоя завалы исчезают. Плыть нужно внимательно- до водопада 1 км. Спокойная вода расслабляет. Виден остров, справа к самой воде подходит дорога. Здесь нужно чалиться для обноса. В правой протоке бетонная стенка и огромная поваленная ель через русло. Левая протока чистая, приглашает идти по ней. Так и делаю. Впереди возникают верхушки ёлок, ветер выносит столб разноцветных брызг- водопад Юканкоски (Белые столбы). Срочно пристаю к острову и иду смотреть. На острове столбы из светлого камня (остатки финского моста), спуск к подножию водопада плохой (скально-лесистый склон 60 градусов). Основная протока- правая, до подошвы водопада почти 18 м (замеряли), ещё несколько метров высоты река теряет на обломках ниже (Фото 8):
В паводок зрелище грандиозное, а летом здесь струйка воды. Полка, по которой хотел спускать лодку, полностью залита. По стволу ели идёт тропа на берег (есть перила). Переплываю правую протоку и по дороге обношу водопад. От дороги вдоль берега отходит тропа и спускается к подножию водопада в обход разрушенной деревянной лестницы. Под водопадом на правом берегу хорошая площадка с песком. Ниже впадает левая протока, на ней водопад метров 15. Поднимаюсь по ней в обход острова. И вот- внимание любителей мистики- в струе водопада показался силуэт хозяина лесов- Старого Хийси (Фото 9):
"Ниже водопада река течет в глубоком каньоне"-это из отчётов. А каньона-то и нет. Долина реки здесь на протяжении 5 км имеет корытообразную форму. Стенками служат остатки дуг кольцевой палеоструктуры, дно заполнено лёссовидными отложениями, в которых петляет русло. Из препятствий- только завалы. Даже перекатов нет. Узкая пойма шириной 50-100 м, а дальше склоны круто поднимаются на высоту до 100 м, покрыты хвойным лесом, есть осыпи и отдельные выходы скал (Фото 10):
Сверху и правда похоже на каньон.Перед впадением в Сюскюянйоки берега понижаются, река начинает сильно петлять, но последние 3 км течет почти без завалов (Фото 11):
Здесь река пересекает ЛЭП, делает петлю по лесу и снова выходит на ту же просеку. Сюскюянйоки тоже сильно петляет (на майские праздники здесь непроходимые ледяные заторы). Завалов 3-5 на км, но они стали мощнее. Разрушенную плотину прохожу правой протокой по неглубокому пологому сливу высотой 1 м (Фото 12):
Реку пересекает мост новой автодороги в Ляскеля. Отсюда логично проехать до Керисюрья и продолжить сплав по Хихнийоки, но я хочу посетить Ладогу. Прохожу под старым автомобильным и жд мостами в Леппясилта, с берега видны деревянные дома, участки выходят к воде. Здесь преодолеваю последний завал из 3 тополей. На озере сразу ухожу вправо, не заходя в него. Река огибает возвышенность и через 2 км впереди открывается настоящее ущелье. Долина реки сжимается лесистыми горами. По описаниям будет 500 м шиверы и разрушенная плотина. Иду смотреть. Шивера залита. Поток шириной 5-8 м, валы даже не косые, а тянутся вдоль течения параллельно берегу. Как в паводок на горной реке. Потом 50 м быстротока, скалы сжимают русло, и вот долгожданный каньон! 2 прямых слива, в первом пирамидальный вал 2 м, за второй ступенью косая бочка высотой 1,5 м от левого берега перекрывает 2/3 русла. На выходе бык разрушенной плотины в середине реки делит поток на 2 водопадных слива высотой 2,5 м. Внизу крупные обломки камней. Восторг сменяется разочарованием- непроход. Ниже 400 м шиверы, в середине автомобильный мост, зазор до воды минимальный. Делаю обнос 800 м по дороге правого берега. Фотокамера не работает- проливной дождь. Ниже моста продолжаю сплав. Шивера 2-КС тянется еще метров 200, через 0,5 км короткий перекат, на левом берегу толпа рыболовов черпает рыбу сачками прямо из реки. На Ю тянется ровная гладь залива. Ладожское озеро, залив Сюскюянлахти.
Выхожу в Ладогу. Вдоль правого берега на Ю через 5 км достигаю скалистого мыса Кулхониеми. Почти 1км приходится плыть на З в обход мыса. Скалы прикрывают от ветра, но с озера приходит метровая зыбь и с пушечным грохотом ударяет в каменные ниши, вздымая фонтаны брызг. Даже суровее, чем на Белом море. Ищу вход в Глухую шхеру, прикрытую о. Мансари. Стоянка на берегу занята рыбаками, ухожу вглубь шхеры и останавливаюсь на каменистой сельге прямо напротив места, где ручей из оз. Сарилампи 16-метровым водопадом впадает в озеро (Фото 13):
День 3-й:
Ладожское озеро- оз. Сарилампи (рад.)- зал. Хауккалахти- зал. Импилахти- г. Пулливуори (86,8 м).
Ладожские шхеры - самая живописная часть маршрута. Утро солнечное. Поднимаюсь по ручью к оз. Сарилампи. Озеро красивое, длинное, прибрежные сельги покрыты сосновым лесом (Фото 14):
В истоке ручья бобровая плотина, а сам ручей на расстоянии в 1 км падает на 50 м, разливаясь протоками по лесу.
Дальше путь лежит в залив Хауккалахти. Иду проливом, слева о. Хауккасари (Фото 15):
Навстречу ветер гонит белоснежные льдины самых причудливых очертаний, они медленно уплывают в Ладогу. Из воды льдины подсвечены зелеными и голубоватыми оттенками. А беговые скалы из красного гранита ( рапакиви). Справа в озеро падает ручей 6-метровым водопадом. За островом, в самой глубине залива, скрывается целое поле небольших льдин. Ладожские тюлени облюбовали его в качестве пляжа. На них нежится стадо в 30-40 голов. Подплываю метров на 100, используя льдину в качестве плавучего якоря (Фото 16):
Звери спокойно позируют.Они разительно отличаются от пуганной беломорской нерпы. Оставляю стадо загорать на льдинах и продолжаю путь к скалам г. Хауккавуори (76,8 м). Стена серого гранита высотой в 40 метров обрывается в воду залива. Южнее чёрная 12-метровая стена уходит в воду под отрицательным углом, нависая над гладью озера, капли воды падают в 1 м от берега (Фото 17):
Тропа, идущая в поселок, пересекает п-ов Куриниемии и через 1 км выходит к ещё более грандиозным скалам г. Пулливуори. Огибаю каменистый мыс и вхожу в залив Импилахти. В бухте за о. Сусари большой каменистый пляж. В глубине залива видны боны форелевого хозяйства. Иду мимо и останавливаюсь в бухте под скалами г. Пулливуори. Скальная стена вытянулась на 1 км и обрывается в воду под отрицательным углом. Это и есть знаменитые скалы Импилахти (Фото 18):
Они сложены красным гранитом, высотой до 60 м, крутизна 70-90 градусов. Там, где скалы уходят в воду, проложены самые сложные маршруты, на стене отметки 6С+ и 7Б. Сверху открывается панорама залива (Фото 19):
На вершине горелый лес. На поляне под скалами останавливаюсь на ночевку. Правда, место влажное (раньше здесь располагался лагерь участников соревнований). Сейчас скалы посещаются редко.
День 4-й:
Скалы Импилахти- п. Импилахти- р. Хихнийоки.
Утром ухожу по тропе в п. Импилахти. Плыть по заливу, заросшему камышом, с мутной водой, не хочется. Я выбрал тропу в обход г. Пулливуори. Тропа поднимается по ручью в мрачном еловом ущелье с выходами скал. На скалах наледи самых причудливых форм. Они доживают свои последние дни. На перевале - сейд. Тропа спускается к озеру Неувосенлампи. Жил здесь такой финн- Неувосен, имел свой хутор, мельницу на ручье, дом на берегу озера. Финна выгнали и остались только зарастающие поля, да остатки фундамента под огромной голубой елью и кедром, которые он посадил. В п. Импилахти асфальтовая дорога. Логично на попутной машине доехать до Керисюрья и начать сплав по р. Хихнийоки, но паводок проходит. Решаю не рисковать и лесными дорогами выхожу к разрушенной плотине на р. Хихнийоки- вдп." 9 мая" (Фото 20):
Это место в 3 км выше впадения р. Пукамонйоки (л). От новой трассы на Ляскеля по хорошему грейдеру до нее всего 1 км. Сюда многие приезжают на автомобиле посмотреть на водопад, а сразу после моста вправо отходит проселочная дорога, по которой через 1,5 км можно выйти к водопадам р. Пукамонийоки. За рекой дорога поднимается на левый берег в песчаный карьер, куда сваливают отходы деревообрабатывающего комбината (потому и дорога хорошая). В пойме реки, слева от дороги, нахожу поляну для ночевки.
День 5-й:
Радиальные выходы к водопадам на р.Коккооя и Пукамонийоки.
Решение идти пешком было правильным. Выше плотины на реке завалы через каждые 10 м. Долина р. Хихнийоки глубокая, заросла дремучим еловым лесом. Левый берег высокий, раньше на нем были финские хутора. На месте зарастающих полей теперь охотничьи угодья (оборудованы скрадки и вышки), на возвышенности остатки фундаментов, камни- новоделы над могилами бывших владельцев хуторов. Открывается замечательный вид на долину р.Хихнийоки (Фото 21):
Нахожу дорогу на СЗ, она вскоре выводит на приличную лесовозку. Перехожу ручей, вытекающий из озера и круто падающий в долину Хихнийоки. Водопада на нём нет.Через 3 км на дороге 500- метровая гать, затем спуск к р. Коккооя. Дорога вброд пересекает реку, а ниже на реке 6-метровый водопад, где вода скатывается по наклонной плите (Фото 22):
Дальше тянется шивера сквозь заросли кустов и поваленные деревья.
Сплавляться , видимо, не стоит. Выше переезда река долго течет бурными
узкими протоками сквозь кусты. Вверх по течению около 5 км до озера
Хихниярви, на этом участке есть скальный прижим у правого берега и
участок с большим перепадом, где в 1 км ниже озера реку пересекает
дорога. Решаю туда не ходить, а вернуться на р. Пукамонийоки.
К водопадам на р. Пукамонийоки можно пройти 1,5 км от плотины "9 мая" по проселочной дороге (проехать не получится) или по ЛЭП, пересекающей новую автотрассу (есть тропа и трос через р. Хихнийоки). Это самый простой и короткий путь.
Водоскаты р. Хихнийоки- место уникальное даже для Карелии. Река в скалистом ущелье двумя каскадами падает на 38 м! Нижний каскад непроходим, высокие сливы с перекрученной струёй забиты стволами деревьев (Фото 23):
Верхний каскад можно пройти на каяке и надувной лодке. Можно сравнить с порогом Сосновый на Сев. Шуе, только в 3 раза выше на тех же 50 м длины. Ключевое место- на выходе, где река сжимается в клиновидной щели до 1 м с сильным боем в стенку левого берега (Фото 24):
Ночью проснулся от шума и треска возле палатки. Выскочил и громко обложил виновника шума. Почему-то треск удалился не к дороге, а вглубь леса. Потом пришлось выходить ещё 2 раза. Утром обнаружил недалеко от палатки свежую медвежью кучу. Всё понятно. Занял чужой участок. Приходил хозяин, ворчал, но пока согласен потерпеть.
День 6-й:
Сплав по р. Хихнийоки от плотины " 9 мая" до жд моста. Выход на ст. Леппясилта.
Не хочу испытывать терпение медведя и утром начинаю сплав ниже плотины. Лодку к реке спускаю с дороги по крутому лесистому склону. Ниже плотины тянется шивера, но затем течение исчезает. Сразу начинаются завалы, их больше, чем на р.Кулисмайоки, 10-12 на км, они короткие, но достигают 3 м в высоту (Фото 25):
Иду уже 3 часа, а ещё не дошел до впадения р. Пукамонийоки. Пересекаю ЛЭП с тросом через реку. Наконец слева устье. По притоку движется широкая лента пены. Количество воды удваивается, плыть веселее. Мост автотрассы, за ним ЛЭП, по берегам дачные участки в лесу, на реке 2 переката по 150 и 200 м (возле острова). Берега понижаются, лес отходит от реки, прохожу мост автодороги на Импилахти и через 0,5 км жд мост. Сдуваю лодку на левом берегу ниже моста. В сторону Янисъярви проходит тепловоз с одним вагоном. Это радует, а то в некоторые годы его отменяют. До ст. Леппясилта 3 км по шпалам. В 15-40 поезд Янисъярви-Лодейное Поле, билеты у проводника.
Заключение:
Маршрут позволяет обьединить интересные объекты: водопады Приладожья и Ладожские шхеры. Препятствия на реках- только лесные завалы, берега высокие, лесистые. Большинство порогов требует обноса. Местность весной посещается мало, шхеры пустынны. Оптимальное судно- надувная лодка/ байдарка. На катамаране тесно, на каркасной- тяжело, много завалов. Любителей спортивного сплава сразу отсылаю на соседние Ууксу, Тохму, Лоймоллан и Коллас. Оптимальные сроки похода- середина мая, раньше- много снега, заторы. Летом нет воды, лучше проехать на велосипеде. Маршрут не требует специальной заброски, места в автобусе из Петрозаводска всегда есть. Билеты из Лодейного Поля на пассажирские поезда лучше приобретать заранее.