Старый Щукарь разболтался в сарае...
Просмотру моего сайта мешает реклама?
На Mozilla Firefox в разделе Дополнения установите Adblock Plus.
Мысли людей великих, средних и деда Щукаря.
- Шли мы в июле по реке Пяндж, в самый паводок.
Ниже Рушана в ущелье валы 4 метра, расход 2000 кубов в секунду!
- На "Щуке"?!
-Какая "Щука", там ЛАС подавляет! * (Сказки деда Щукаря)
Обносы - признак мастерства! *(там же)
Из истории:
Впервые я увидел лодку "Щука" в 1998 г. Я искал надёжную лёгкую лодку
для пеше-водных походов. За плечами был 30-летний опыт на "Салюте-5,2",
походы на катамаранах, "Честерах," ЛГН-8 и даже на деревянном плоту (р.
Вангыр - Косью). Моя первая "Щука-4"предназначалась для семейного
сплава. Потом дети выросли, и я выбрал "Щуку-3" в режиме "соло". Когда
научился в ней сидеть (после "Салюта"), опробовал лодку на пор. Ревун
(р. Исеть, Ср. Урал) в малую воду (3-4 кс.) и на пике паводка (5-6 кс.) В
межень сплав понравился, особенно на фоне плывущих рядом надувных
матрасов и ПСН-ов. Скорость, высокая маневренность, устойчивость к
ударам о камни, лёгкость в управлении. Недостатки проявились в паводок
на "белой воде". Хоть и большой каяк, но мягкий. Жёсткие сбойки, косые
бочки и пенные котлы - не её стихия. Вязнет в пене, приняв много воды на
деку, теряет маневренность. Может сложиться в водопадном сливе, да и в
мощной бочке. Пришлось доработать лодку и осваивать технику гребли.
Лодка хорошо показала себя на реках Зап. Памира и Кавказа (в малую воду
межсезонья пройдены верховья р. Пяндж, р. Ванч, Язгулём, Шева (Тангшев -
п/п), правые притоки р.Андийское Койсу- р. Метлуда и Метрада от с.
Мокок - также п\п), Урала и Карелии.
Для "белой
воды" сделаны доработки. Удалены носовая и кормовая распорки, что
существенно улучшило динамику. На озере при попутном ветре лодка с одним
гребцом развивает скорость до 9 км/час. Средний дневной переход против
течения - 30 км (р. Воньга, М. Уса). Центральные х-образные распорки
изогнуты в форме упоров для ног. В них просверлены сквозные отверстия.
Пришиты в местах фиксации (был случай пробоя дна вылетевшей распоркой на
гладкой воде). П-образные распорки этого не требуют. Прочная обвязка
потребовала усиления передней носовой петли. Усилена "закаяченность"
носа и кормы. Загрузка гермомешков производится в кормовой отсек и под
сиденье гребца. Носовая часть максимально облегчена. Лаги длиной 3 м для
мощной воды устанавливаются под декой вдоль чехлов баллонов.
Увеличивают жесткость, повышают устойчивость на курсе и уменьшают
рыскание, но снижают маневренность.
Лодка прослужила 12 лет, по 3-4 сплава ежегодно. Аварии, случавшиеся во время сплава:
- разрезы ткани деки в носовой части (еловые сучья в завале,
дождевой паводок р. Иов - Лобва, Сев. Урал). Ремонт деки на месте.
- пробито дно из тезы трубкой х-образной распорки под средним
сиденьем (выбита ногой - р. Нара, Подмосковье). Ремонт - наложение
заплатки на месте.
- обрыв петли носовой чалки (обнос завала на р. Метлуда, Вост. Кавказ). Ремонт на месте.
- умеренный "винт" кормовой части лодки устранить так и не удалось,
видимо, он вызван свойствами ткани. С ним я связываю некоторые досадные
перевороты на водопадных сливах (р. Уксунйоки - 5-й падун, р.
Кукказёрка Княжегубская - 2 вдп).
- разрыв чехла баллона на 3/4 длины лодки (начался в среднем отсеке
в месте многолетнего истирания ткани, на следующий день постепенно
распространился вдоль чехла. Разрыву предшествовало жёсткое извлечение
лодки из-под завала на р. Волма, Валдай, в весенний паводок). Маршрут с
повреждённым чехлом успешно пройден до конца. Ремонт - замена чехлов
баллонов в мастерской М. Чернецкого:
Выпадение баллона сквозь разрыв чехла. Вид снаружи - плыть можно.
- к 12-му сезону произошло старение тезы, в большом количестве
стали появляться царапины и пробои, покрытие в носовой и кормовой части
лодки протёрлось до тканевой основы. Растянулись и потеряли
герметичность швы деки, ткань утратила водостойкость. При прохождении
водопада на р. Пукамонйоки (паводок, Сев. Приладожье) лодка за один
проход набирала 6-8 л воды. Стала прорываться ткань деки в местах нагрузок на швы.
Лодка обладает хорошей живучестью.
Большинство аварий можно устранить в походе, не прерывая маршрута. К
самым неприятным можно отнести прокол и разрыв баллона. У меня за 15
сезонов сплава на "Щуке" этого не случалось. Перед началом сезона лодку
стоит проверить - оставить в надутом состоянии на сутки. Можно проверить
герметичность и устранить "винт", если он обусловлен перекрутом
баллонов при вставке - повернуть концы баллонов внутри чехлов в сторону винта (сделать это лучше дома, а не в походе).
Зимой 2013 г была сшита новая модель "Щука-3 - спорт". От
классической модели её отличают более стройные обводы (изменена
выкройка), сохранены х-образные распорки, служащие ножными упорами, их
ширина (и ширина лодки) уменьшена на 5-10 см. На 5 см увеличен диаметр
чехлов баллонов (и высота борта).Усилены носовая и кормовая петли,
носовой фал только пропущен через петлю, а крепится к внешней обвязке,
иначе при движении волоком деформируется носовая часть. Поясничный и
бедренные упоры пошиты из толстой стропы и крепятся к распоркам и деке
лодки. Их длина регулируется. Закаячивание носовой и кормовой части
усилено дополнительными вытачками на деке и чехлах баллонов.
Новая "Щука" показала хорошие ходовые качества на "гладкой"
воде (Сегозерское вдхр.) и устойчивость в мощной паводковой струе (пор.
Тушели, Верх. Каливо). Теза сильнее повреждается на камнях (потёртости,
царапины), пробивается в местах застревания мелких камешков между днищем
и чехлом баллона.
походы