Реки Волома - Сонго - Лужма.
"Для хорошего сплава большого уклона мало-
нужно, чтобы была вода!
Дед Щукарь:"Весенние сплавы".
Просмотру моего сайта мешает реклама?
На Mozilla Firefox в разделе Дополнения установите Adblock Plus.
Май 2014 г. Пеше-водный поход по Западно-Карельской возвышенности. Сроки: 27 мая - 04 июня 2014 г. КС-2.
Маршрут: ст. Пенинга-оз. Волмозеро- г. Лысая (в. Купинас, 409,7 м-рад, н/к) - р. Волома (сплав) - р. Талвисдеги, г. Хижъярви (399,5 м-рад, н/к) - оз. Куранъярви, г. Нестерова (331,3 м-рад, н/к) - пор. Лазаревский, р. Лазаревка, оз. Маслозеро - волок на Мал. Гавдозеро (2,5 км) - сплав р. Ремака, оз. Унутозеро - г. Унут (315,8 м-рад, н/к) - р. Сонго - р. Лужма - п. Паданы (Сегозерское вдхр. р. Гормозерка), ст. Медвежья Гора. Протяженность сплава 195 км, волок 2,5 км, рад. пешие выходы 50 км. Уровень воды - высокий.
Сплав во время паводка можно начинать из оз. Тервалампи в 2,5 км от ст. Пенинга. По его берегу проходит дорога, ведущая в одноименный посёлок.
Если не договорились заранее, придётся идти пешком. Поезд из Петрозаводска прибывает рано утром. Автомашин на станции в 4.20 утра нет. По озеру, пройдя под мостом и минуя посёлок, повернуть направо в узкую малозаметную протоку. Протока глубокая, со спокойным течением и крупными валунами в русле, впадает в оз. Хавгаярви и далее через 2 небольших водоема в оз. Волома. На (З) берегу озера можно выбрать место для стоянки и совершить радиальный выход в направлении г. Лысая на в. Купинас (409,7 м) - 24 км. Интересные объекты: плато на вершине, протяжённый разлом в направлении С- Ю глубиной до 30 м.
Ссылка: Лысая гора, Купинас
Река Волома: летом в межень сплав неудобен из-за маловодья и многочисленных завалов. Весеннее половодье делает его более интересным, многочисленные короткие пороги (КС-2), красивый пор. Лазаревский. Маршрут пересекает живописные озёра, расположенные среди лесистых возвышенностей (рад.). Подъём по протоке до оз. Маслозеро, волок с выходом на Унутозеро и р. Сонго, сплав по р. Сонго с прохождением пор. Тушели (Т-1 КС-4, Т2-Т4 КС-2-3) и пор. Котомка (КС-3) на р. Лужма. Из п. Паданы выезд маршруткой на ст. Медгора (7-00 ежедн.)
Нет необходимости переписывать лоцию р. Волома. Это популярный и давно известный маршрут. Больше написано только про Охту и Шую. Отмечу особенности весеннего сплава:
Половодье на реке наступает в мае и держится обычно до середины июня. На майские праздники на озерах может стоять лёд. Обильный снегопад 1-2 мая (выпало 50-80 см снега) и сильные дожди в середине месяца обеспечили высокий уровень воды в реках, особенно заметный в нижнем течении, где их подпитывают обширные низинные болота.
Течение: р. Волома - типично карельская. Болото - плёс, сельга - порог. На плёсах течения нет даже в паводок. Река течёт только после оз. Куранъярви и Елозера на протяжении 25 км. Затем в зоне болот снова длинные стоячие плёсы, прерываемые редкими порогами.
Пороги: классическая 2 КС. По высокой воде все становятся проходимыми. На надувной байдарке можно идти сходу, для каркасных в некоторых местах требуется просмотр. В верхнем течении после жд моста - это сильная струя в узком русле, с большим падением на коротком участке, иногда с поворотом в скальных берегах. В струе валуны среднего размера, образующие валы высотой 0,5-0,7 м при ширине русла 3-4 м. Таких коротких порогов я насчитал значительно больше, чем в лоции А. Л. Шилова, летом в малую воду это всё проводки, шиверки и перекаты. "Ближе к Сонозеру скальный порог" - здесь остатки моста лесовозной дороги. Для переправы через реку добрые люди повалили ель. Ствол лежит низко над водой, ветви полощутся в струе. Порог стал непроходимым. Тропа обноса - (П), 30 м. За поворотом русла дерево с наплыва не видно. Ещё можно выделить (КС-2+) "крутопадающий порожек, где русло разбивается на 3 протоки (проводка) за оз. Шуя":
И порог ниже устья р. Талвисдеги с узким сливом на выходе. Сейчас это бурные крутопадающие шиверы, узкая "белая" струя буквально усыпана валунами.
Выше моста перед оз. Куранъярви самый сложный порог на реке (КС-3). Пологий мощный слив в узком русле среди больших валунов. Длина порога 50 м. В основной струе жёсткие валы выше 1 м (захлёстывает по уши), возможно идти в обход справа от струи с прыжком через бочку 0,8 м в средней части порога или обойти её под самым берегом по мелководью над скальной плитой. Порог эффектно смотрится на видео, даже летом. За порогом низкий мост лесовозной дороги (0,6 м до воды), под ним сильное течение и дальше перекат на правом повороте. Следует опасаться острых концов стальных штырей, местами торчащих из брёвен настила. Дальше начинается оз. Куранъярви.
Пороги нижнего течения "более сложные" видимо потому, что летом их можно проходить, а не делать проводку. В паводок это несложные шиверы в широком русле, всегда позволяющие выбрать несколько вариантов прохождения и оставляющие время для свободы маневра. Все эти Дяврум-кошки и Сигпороги мне показались менее интересными, чем пороги верхнего течения. Нижняя ступень Лазаревского порога в большую воду превращается в пологий мощный слив с небольшим навалом под левый берег. Валуны на правом повороте полностью затоплены. Проходится элементарно вдоль валов по границе струи, КС-2.
Вообще Лазаревский - самый красивый и мощный порог Воломы, очень живописный благодаря высокой скале левого берега и крупным валунам в русле. Он стоит того, чтобы быть включённым в сотню "золотых" порогов Карелии, таких как Кивиристи на Охте, Падун на Тунгуде, каньон Колласйоки, Храмина и 5-й падун на Уксунйоки и т. п. Каждый водник найдёт, что добавить в этот список. В этом месте к реке подходит дорога (мост через р. Лазаревка разрушен) и всегда стоят рыбаки и автомобили. По (П)-берегу хорошая тропа обноса.
Мосты и избы: Мосты лесовозных дорог стоят на деревянных быках или сваях, настил расположен низко над водой (0,4-1,0 м). Большая часть их в настоящее время разрушена, через реку могут быть перекинуты поваленные деревья (как перед Сонозером). На главных дорогах обновлен деревянный настил. Стальные острия крепежа на 5-10 см выступают с нижней стороны настила и представляют реальную угрозу. Перед мостом проходы могут быть забиты брёвнами (новый мост перед Елозером взамен 2 разрушенных на петле реки). Избы ремонтируются и поддерживаются рыбаками только на озёрах. Избы сплавщиков леса ниже Елозера до Лазаревского порога, отмеченные в лоции, все частично или полностью разрушены и для ночёвки непригодны.
Завалы: на реке нет протяжённых сплошных завалов, как в верховьях р. Чирка-Кемь или р.Тумба. Они были разобраны при лесосплаве. В среднем течении есть несколько завалов в стадии формирования, где сцепляются верхушки деревьев, упавших с обоих берегов, на медленном течении при ширине русла 40-50 м. В них сделаны пропилы, и можно провести судно, не выходя на берег.
Озёра и леса: очень красивы крупные озёра, окружённые лесистыми возвышенностями (оз. Волома со скалистыми островами, в среднем течении Мал. Куранъярви с великолепными уютными стоянками и Куранъярви с пляжем на южном берегу). Остров со стоянкой на Куранъярви полностью выгорел, покрыт сажей и мёртвым лесом, стоять на нем нельзя. Стоянок в районе впадения р. Талвисдеги нет, берега низкие заболоченные на протяжении многих км. Стоянки появляются только в районе г. Мяндувара после поворота на север. Вверх по Талвисдеги мне пришлось подниматься 4 км до возвышенности на (П) берегу, где есть балок и подходит дорога. Сразу за устьем р. Талвисдеги на р. Волома добротный мост с высокими пролётами, но встать совершенно негде, даже возле моста. Дорога проходит по дамбе.
Река на всём протяжении течёт в лесах. Участков открытых болот немного. За Елозером по обоим берегам протяжённый участок сгоревшего леса. Ниже болота отделены от реки полосой хорошего смешанного леса шириной 50-100 м. Река течёт в красивом зелёном коридоре, болота выходят к реке небольшими участками, лишь иногда просвечивают сквозь лес. Вдоль берега здесь есть тропы, сохранились остатки зимника. Лучшие места для стоянки расположены в районе Лазаревского порога.
Подъём по протоке в оз. Лазаревское 3 км трудностей не представляет. Вода почти стоит. Мост выше оз. Лазаревское обносить уже не надо, он разрушен. Глубокий проход, несильное течение. Выше по течению небольшое Чурозеро, которое от Маслозера отделяет дамба и мост с высокими пролётами. По мосту интенсивное движение на п. Маслозеро. Лесовозы, автокраны, ходит и рейсовый автобус на Медвежьегорск. Волок на Мал. Гавдозеро в южной части залива на западном берегу Маслозера. С воды виден деревянный причал (мостки), в глубине леса просматривается балаган. Тропа через 50 м выводит на новую хорошую лесовозную дорогу, идущую вдоль берега Маслозера. На (СЗ) она поднимается в гору в направлении Бол. Кикозера, на (ЮВ) соединяется с дорогой на Ахвенламби. По ней вывозится лес с окрестных лесосек.
Берег озера в районе причала очень сырой, много мокреца, комара и мошки. Лагерь лучше ставить прямо на дороге, на широкой обочине достаточно места. Путь волока необходимо разведать.
Старая тропа волока (в лоции), пересекая дорогу, на (ЮЗ) бодро идёт в гору, набирая 60 м высоты. Наверху она отклоняется на (Ю), пересекает недавнюю гарь и теряется на вырубке, густо заросшей чернолесьем, также пострадавшим от пожара (М-2: - 2,5 км). Отсюда по азимуту около 1 км до Мал. Гавдозера по вырубкам, заросшим густым молодым подлеском на сильнопересечённой местности (сельговые гряды и заболоченные промежутки между ними). Легче двигаться по лесовозным дорогам (М-1: - 3 км). От лагеря около 1 км на (ЮВ) по основной дороге. Слева покажется вытянутое небольшое озеро. На (Ю) отходит дорога на свежую лесосеку, она круто поднимается на водораздел. С него уже можно спуститься к берегу длинного озера, имеющего сток в Мал. Гавдозеро. Однако протока длиной 500 м представляет собой мелководный каменистый ручей с большим количеством завалов в болотистой долине. Видимо, по нему пытались делать проводку, видны следы расчистки вблизи устья. От середины подъёма на водораздел на вырубке на (З) отходит зарастающая дорога. Она пересекает возвышенность, круто спускается вниз, забирая на (ЮЗ) и по дамбе пересекает заболоченную низину в районе (СЗ) конца длинного озера. Дорога здесь сильно заросла, но колеи видны отчётливо, есть слабо набитая тропа. Видимо, старая тропа волока после гари выходит на эту дорогу. Перед Мал. Гавдозером дорога становится лучше, приняв слева дорогу с рыбацкой стоянки, поворачивает на (З) в обход береговой возвышенности и через 300 м выходит к многолетней рыбацкой стоянке на вырубке. Вниз к озеру идёт тропа (50 м). Дальше дорога идёт вокруг Мал. Гавдозера, откуда на стоянку приезжают на легковых автомобилях. Следующая протока в Бол. Гавдозеро шириной 8 м тянется среди болот. Течение спокойное, завалов нет. За Бол. Гавдозером 3 км протока Ремака, также в болотах. В её средней части обнос низкого моста лесовозной дороги. В южном конце следующего оз. Ремака высокий мост лесовозки (действующей, хотя на картах показан зимник), с завалами в пролётах и проходом у правого берега. Ниже моста протока на протяжении 50 м превращается в узкий каменистый ручей среди кустов. Дальше река называется Хонгоя. Снова спокойно течёт по болоту, после поворота на (Ю) на протяжении 1,5 км падает на 7 м. Фактически это ручей шириной 2 м в спрямлённом русле для проводки брёвен:
На надувной байдарке можно просто съехать по жёлобу. Есть отбойные ряжевые стенки. Течение бурное. После расширения русла перед Унутозером встретится несколько небольших завалов и бобровая плотина с узким водосливом. Один завал требует обноса по берегу (П). На Унутозере хорошие стоянки на северном берегу в районе моста (урочище Тумба) и в южной оконечности в истоке р. Сонго. Здесь по (П) берегу начинаются две дороги обноса пор. Тушели. Одна из (Ю) залива, вторая 800 м ниже по реке у начала входной шиверы Т-1. Дороги сливаются и через 3 км выходят в урочище Сонго к большому круглому омуту ниже последней ступени порога (Т-4).
Порог Тушели - 4 ступени на протяжении 3 км, разделённые короткими плёсами. Сложность порога сильно возрастает с повышением уровня воды.
1-я ступень (Т-1) имеет протяжённость 600 м, из которых 500 м приходится на разгонную шиверу, где река сжимается ряжевыми стенками.
Высота валов в струе до 1 м, за крупными валунами у берегов мощные косые бочки. Последние 100 м - длинная пологая "горка", в середине её пологий пирамидальный вал свыше 1,5 м.
Затем струя тормозится, пересекая 2 каменные гряды, идущие наискось от левого берега. В большую воду здесь жёсткие косые валы высотой 1,5 м, за ними мощные бочки у левого берега. Основной свал струи влево, справа и по центру чистый проход.
Хорошая катамаранная 3 КС, причём нужно активно работать на всём протяжении 1-й ступени, что нечасто встретишь в Карелии. Для надувных байдарок КС-4, захлёстывает деку и лодка вязнет в струе уже с середины шиверы, в нижней части сильно сносит в косые валы у левого берега.
2-я и 3-я ступени (Т-2 и Т-3) - короткие (30-50 м) прямые шиверы в узком и глубоком русле. Большая скорость течения, высокие валы. Есть чистый проход по границе струи у правого берега, КС-2.
4-я ступень (Т-4) - мощная шивера длиной 150 м на правом повороте в широком русле. В центре и у правого берега скопления крупных валунов. За ними бочки, валы до 1 м. Заход по центру, слева обогнуть валуны средней части, выход по центру в главной струе через невысокую косую бочку или ближе к правому берегу в узкий проход между камнями по струе с валами 0,5 м. Желателен просмотр, КС-3.
Ниже порога препятствий на реке нет, на правом берегу хорошие места для стоянки, много стариц и заливов для рыбалки. Оз. Сонго вытянуто на 6 км, в начале и в конце на правом берегу есть избы. Спокойная протока соединяет его с оз. Селецкое, у начала протоки живописные скальные острова.
Река Лужма в большую воду похожа на сибирскую реку в предгорьях, протяжённые шиверы с валами до 1 м, которые легко обходятся. Порог Котомка (КС-3) можно идти сходу, слева по краю струи. Осмотр по тропе левого берега (у правого протоки, острова с кустарником), 2 обливняка слева в нижней части слива всё равно не видны, в большую воду они полностью скрыты под водой.
Из п. Паданы на ст. Медгора ежедневно в 7-00 ходит маршрутка (места есть), стоимость проезда 150 р. Прибывает на вокзал в 9-20. Можно пройти 12 км на юг по Сегозеру и сесть на неё в устье р. Гормозерка у моста. Здесь хорошие места для стоянки, на речке ниже моста водопад 2 м (непроходим), вверх по речке скалы на правом берегу, окопы времён войны.
Далее: Часть 2.