Часть 1:
Ссылка: Волома - Сонго - Лужма, май 2014 г.
Часть 2:
Волома-Сонго-Лужма, май 2014 г.
Дневник похода:
День 1: 27 мая 2014 г. Ст. Пенинга - оз. Тервалампи - оз. Волома - г. Лысая (Купинас) рад. Пешая часть 2,5 км, сплав 8 км, рад. выход 24 км.
Поезд из Петрозаводска прибывает на ст. Пенинга в 4-20 утра. Зелёные поляны вдоль дороги присыпаны ночным снегопадом. Белая ночь. Лес на дальних горах выглядит как зимний. Иду на (С) по жд 500 м до переезда, дальше 2 км по грунтовой дороге на (СЗ) в сторону п. Пенинга.
Вправо отходит дорога на п. Муезерский (есть указатель), затем влево - в п. Волома. По дороге в п. Пенинга вскоре слева открывается оз. Тервалампи. На лесистом болотистом берегу собираю лодку. Плыву по озеру на (С) вдоль посёлка, под деревянным мостом с высокими проходами глубокая протока с медленным течением. Выхожу в оз. Ковералампи, повернув на (В), огибаю посёлок и по узкой глубокой протоке с одиночными камнями и попадаю в следующее озеро - Хавгаярви. Дальше протоки и озера чередуются до оз. Волома. Здесь поворачиваю на (З) и поднимаюсь 200 м по протоке в безымянное озеро, вдоль которого по (З) берегу проходит дорога в п. Волома. В южном конце озера оставляю лодку. Здесь мост через ручей, есть место для стоянки. Дальше пешком на Лысую гору:
Ссылка: http://www.gpsigma.ru/lysaya-gora-kupinas
День 2: 28 мая 2014 г. оз. Волома - р. Волома - р. Талвисдеги (вверх 4 км). Сплав 34 км.
Утром возвращаюсь в оз. Волома. В протоке короткий перекат, загромождённый брёвнами. Нахожу узкий проход. Пересекаю озеро к месту истока реки Волома. Справа остаются покрытые лесом острова, их западные берега скалистые и обрываются в озеро. Горы тянутся вдоль западного берега. От истока реки до 2 мостов (жд и автодороги) около 1 км, спокойное течение, простые короткие перекаты и одиночные камни. В русле поваленные деревья, сплошных завалов нет. Пролеты моста автодороги у левого берега забиты брёвнами, справа чистый проход. Ниже появляются короткие бурные порожки в скальном русле при пересечении сельговых гряд. Число их велико, идутся сходу. Дальше они становятся сложнее и протяжённее, иногда выход не виден за крутым поворотом. Перед Сонозером разрушенный мост лесовозной дороги. Узкая бурная струя уходит за поворот. Я решил выйти на берег и посмотреть выход. Оказалось, за поворотом низко над водой лежит поваленная ель, по которой переходили реку. Ветви полощутся в воде. Тропа обноса - (П). Планировал остановится в устье р. Талвисдеги, чтобы утром идти на г. Кужарви, но встать совершенно негде. Болотистые берега подтоплены на протяжении нескольких км, дорога - хорошая лесовозка идёт по дамбе, по ней ходят машины, а места для палатки нет. Поднимаюсь вверх по р. Талвисдеги. Спокойное течение, болотистые берега. Через 4 км на (П) берегу хорошая стоянка.
К реке выходит дорога, следы костров, балаганов, стоит балок. Ниже на реке небольшой остров. Летняя стоянка местных рыбаков. Сейчас она свободна. Завтра в горы.
День 3: 29 мая 2014 г. Рад. выход: р. Талвисдеги - г. Евченламби (352,9 м) - отм. 400,0 м - г. Кужарви (399,5 м) - р. Талвисдеги, 18 км.
Выхожу рано утром. От места стоянки на берегу р. Талвисдеги лесовозная дорога делает большую петлю по заросшей вырубке и через 1,5 км выходит на основную дорогу, идущую от моста через р. Волома. Иду по ней на (ЮВ) 1 км до визирки З-В (0,5 м). Визирка довольно любопытная. Это затёсы на деревьях и плохо заметная тропа. Отмечена покосившимся квартальным столбом у обочины дороги. На (В) она круто поднимается по склону на свежую вырубку. Здесь она служит границей лесосек. Слева - старая, уже заросшая, справа - свежая. На вырубке пересекаю новую хорошую лесовозную дорогу. Решаю ей воспользоваться на обратном пути. Продолжаю 2 км подъём до г. Евченламби (352,9 м). Слева на вырубке остаются выходы "бараньих лбов", их огибает лесовозная дорога. Такие дороги идут по склонам и водоразделам и служат для вывоза леса с вырубки. Их можно использовать для движения, только в любой момент они могут закончиться поворотным кругом. По этой дороге поднимаюсь почти до вершины. Вершина пологая, кусты на вырубке, россыпи камней, обломки деревянной вышки. Повсюду огромные лесосеки с клочками леса, в долинах и на соседних возвышенностях. Лес вывозился в леспромхоз п. Волома на (СЗ).
По вырубкам двигаюсь на (ЮВ) в направлении кряжистой лесистой вершины. Это начало длинной гряды, в конце которой находится г. Кужарви (399, 5 м), а в центре расположена возвышенность, превышающая 400 м. Восточнее вдоль неё на высоте 350 м вытянулось горное озеро. Гряда покрыта еловым лесом. Есть небольшие поляны, с юга на север её пересекают небольшие пологие гребни с выходами скал. Водораздел широкий. В западной части висячие моховые болота. Вдоль такого болота уже довольно долго иду, ожидая увидеть берег озера. А его нет. Значит, гряда увела на запад от водораздела. Решаю пересечь вершинное плато на восток до его края. Перехожу моховое болото, первая гряда, за ней вторая, повыше. Сверху открывается вид на озеро в котловине.
Вдоль берега прохожу до г. Кужарви. Вершину пересекает визирка, обломки упавшей вышки. Окрестности не видно. Возвращаюсь на берег озера. Это крутой лесистый склон с выходами крупных камней, уходящий к вершине 400 м. Противоположный берег ниже, на нём выходы небольших скал и одиночные камни среди елей. Красивый вид. Обедаю перекусом и возвращаюсь по водоразделу (6 км) на вырубку под г. Евченламби, далее назад к стоянке по пути подъёма.
После обеда сплав: р. Талвисдеги - р. Волома - оз. Куранярви. Сплав - 18 км. г. Нестерова (331,3 м) рад.- 4 км.
" Теперь я знаю, зачем на Воломе нужна каска. Чтобы под мостами проходить!" ( Дед Щукарь.)
По р. Талвисдеги возвращаюсь к мосту через р. Волома. Дальше по ней вниз. Стоянки, вопреки лоции, начинают появляться только под г. Мяндувара (313,1 м), после поворота реки на север. Запомнилось оз. Мал. Куранярви, очень уютное с небольшими узкими заливами в окружении высоких песчаных гряд, поросших сосновым лесом. 2-й порог перед оз. Куранярви оказался неожиданно интересным. Мощная струя на коротком крутопадающем участке образует высокие валы. Высокие каменистые берега. Бочка 0,8 м у (П) берега и узкий проход над скальной плитой у самого берега в обход бочки. Ухитрился в него попасть и вышел из порога почти сухим. На видео заметно, что при движении по главной струе байдарочникам промывает уши даже летом. Жалко каркасников, для них это единственный вариант прохождения. Ниже порога мост лесовозной дороги. Пролёты низкие (0,6 м), за мостом виден перекат на правом повороте, под мостом сильное течение. Максимально отклоняюсь назад, ложусь на деку и впитываю спиной всю воду, оставшуюся на ней после прохождения порога. А тут ещё мимо лица на большой скорости проносятся острые концы стальных штырей, торчащих снизу из бревенчатого настила.
Остров с отличной стоянкой на озере Куранярви сожгли. Теперь там остались только мёртвые сосны и зола. Встаю на (В) берегу под г. Нестерова (331,3 м), где на заросшей вырубке есть ровные полянки, покрытые ягелем. Сразу вверх от берега идёт крутой подъём на гребень водораздела. Гора - длинный и узкий хребет , вытянутый на (ЮВ), с крутыми каменистыми склонами покрытыми хвойным лесом. Гребень достаточно узкий, с выходами сглаженных скал. На второй вершине замечаю знакомый сейдовый "камень на колесиках" - саамское название горы "Нестероваара".
Поперёк гребень пересекают поисковые шурфы на золото. Сверху открывается красивый вид на озеро и протяжённые болота на востоке. В общем, гора стоит того, чтобы на неё подняться. В ней собраны воедино все карельские вершины.
День 4: 30 мая 2014 г. оз. Куранярви - р. Волома, сплав 35 км.
Ниже оз. Куранярви на реке несложные пороги и шиверы в широком русле. Река выходит из гор. По берегам тянутся песчаные и глинистые яры. Появляется течение, 2 - 4 км/час. Перед Елозером новый мост автодороги, пролеты могут быть забиты плавником. За ним влево уходит короткий проран. Река спрямила петлю длиной больше 1 км, на которой 2 старых разрушенных моста с завалами леса. Протока проходима, хотя в струе есть снесённые деревья. На выходе из Елозера есть пляжи и хорошая стоянка на (С) берегу. Ниже по обоим берегам на многие км тянется сгоревший лес. Погода портится и после Елозера идти приходится под проливным дождём. Вспоминаю избы, указанные в лоциях. Было бы неплохо затопить на ночь печку и просушиться. Пока все встреченные дома и избы стоят без окон, с проваленной крышей, подходы к ним заросли. Их перестали поддерживать с окончанием лесосплава. Особые надежды питаю на избу с баней на острове в районе порога Дяврума-кошки. После первого слива порога струя упирается в остров, на котором сквозь заросли кустов виден сруб. С сильным креном вылетаю из струи в улово, чтобы не проскочить избу. Лодка даже пытается выйти на глиссирование на встречном течении. Сруб наполовину обвалился, крыши нет. Вот и вся баня. Слева впадает р. Аминдомаоя, по ширине равная Воломе, за ней открывается вид на болота по обоим берегам. Под дождём пейзаж удручающий. К счастью, берега вскоре одеваются лесом. Прохожу ещё 10 км до высокого песчаного яра (Л) перед островом после петли реки в районе бол. Пимейшуо. Тропа поднимается вверх на хорошую стоянку. Дальше палатка, примус. Дождь шёл всю ночь, но в палатке было тепло.
День 5: 31 мая 2014 г. р. Волома - пор. Лазаревский - р. Лазаревка - оз. Лазаревское - оз. Маслозеро. Сплав 30 км.
Утром быстро прохожу оставшиеся 15 км до Лазаревского порога. Дождь прекратился, выглядывает солнце. Вдоль реки по берегам тянется неширокая полоса хорошего смешанного леса, иногда сквозь него проглядывают болота. На длинных плёсах река почти стоит. Хорошо прокатываюсь на Сигпороге и снова берусь за весло. После дождя оживились ручьи, стекающие из болот. Всё время доносится журчание по обоим берегам. Для разминки выхожу на (Л) берег посмотреть болото Деухишуо. Лес у реки быстро сменяется кривыми сосенками и мшистыми кочками. По краю болота вдоль реки идёт тропа и след зимника. Топи и зыбуны расположены в глубине болота и не видны (их я видел с г. Нестерова). Кромка другого берега темнеет в 5-6 км. Лучше плыть дальше.
Лазаревский порог открывается неожиданно на (Л) повороте. Справа впадает р. Лазаревка шириной 10 м. Через неё в устье разрушенный мост автодороги. Стоянки, автомобили, рыбаки по обоим берегам. Видна входная ступень порога. По (П) берегу р. Волома есть тропа, ниже она выходит на лесную дорогу в обход порога. Иду смотреть порог. Первая ступень - пологий мощный слив с внушительными одиночными камнями. Ширина русла 40 м, широкие проходы. Вторая ступень - несложная короткая шивера. 3-я ступень - мощный пологий слив на правом повороте под высокой (15 м) скалой левого берега. Слив почти прямой, небольшой навал воды влево. Камни у правого берега залиты водой и валы на выходе легко обходятся справа по краю струи. КС - 2. Судя по описаниям, в низкую воду он сложнее. Прокатываюсь по порогу. Он мощный, красивый, выглядит эффектно. Возвращаюсь обратно по тропе обноса.
Дальше путь лежит в оз. Лазаревское вверх по р. Лазаревке. Это спокойная протока в заболоченных берегах. Следующая протока со слабым течением отделяет его от Чурозера. Мост разрушен, под ним слабый слив (раньше был обнос). Чурозеро от первого залива Маслозера отделяет прочный автомобильный мост. Пролёты высокие. По мосту интенсивное движение в п. Маслозеро. Пересекая Маслозеро, вспоминаю путешествие Ф. Конюхова через Тихий океан. Берег едва виден вдалеке.
В заливе на (З) берегу видны деревянные мостки. От них вверх к новой автомобильной дороге ведёт тропа. Слева на поляне открытый балаган, но в нём останавливаться не стоит. Лес очень сырой, полчища гнуса. Поднимаю вещи на дорогу. Она идёт над озером вдоль берега и немного продувается. Ставлю палатку на широкой обочине возле тропы. Сегодня нужно разведать предстоящий волок. Лесовозная дорога свежая, на моей карте ГШ 1988 г. её нет. С другой стороны дороги нахожу тропу на (ЮЗ), она бодро карабкается в гору, набирая метров 60 высоты. Наверху по водоразделу отклоняется на юг, пересекает недавнюю гарь и теряется на заросшей вырубке. По азимуту до Мал. Гавдозера остаётся 1,5 км.
День 6: 01 июня 2014 г. Маслозеро - Мал. Гавдозеро - р. Ремака - р. Хонгоя - Унутозеро. Волок 2,5 км, сплав 15 км + 4 км по Унутозеру.
Утром предстоит волок на Мал. Гавдозеро.
М-2 : По тропе поднимаюсь на водораздел, преодолеваю участок сгоревшего леса. Стою на вырубке. Тропы больше нет. Она отклонилась на юг и потерялась в сгоревших кустах. Направление движения - возвышенность на (С) берегу озера. Склон её покрывает густой подлесок из осины, березы, ольхи на месте старой вырубки. Молодые деревца стоят очень густо. Выхожу на крутой склон. Внизу ручей, текущий в Гавдозеро. Большие валуны, покрытые мхом, бурелом. Спускаюсь серпантином, перехожу небольшой ручей, дальше ямы с водой среди чернолесья. Склон постепенно поднимается, пересекаю многочисленные сельговые гряды. Промежутки между ними заболочены. Выше начинаются небольшие поляны, по которым удобнее набирать высоту. Специально иду по возвышенности, огибая обозначенное на карте болото. Выйдя на перегиб склона, поворачиваю на юг. Приходится ориентироваться по рельефу, в густых зарослях видимость ограничена 10 м. Открывается свежая вырубка, склон круто идёт вниз, где за полосой леса просвечивает озеро:
Внизу по вырубке идёт хорошая лесовозная дорога на стоянку рыбаков. Здесь оставляю вещи и иду смотреть подходы к озеру.
М-1: На этом участке дорога совпадает с визиркой З-В. На запад она идёт в обход северного конца озера и соединяется с основной дорогой. Оттуда на автомобилях приезжали рыбаки. На восток идёт в обход прибрежной возвышенности, затем развилка. Одна дорога выходит на берег озера вблизи устья впадающей протоки. Вторая, сильно заросшая, огибает по болоту (дамба) СЗ конец длинного озера, из которого вытекает протока и выходит на водораздел перед Маслозером. Здесь на дорогу должна выходить тропа волока, потерянная мной на гари. Сама дорога выходит на свежие вырубки и соединяется с дорогой, идущей вдоль берега Маслозера.
Вывод: идти следует по лесовозным дорогам (см. схему). Это дольше (3 км), но физически легче, чем по заросшим вырубкам. С водораздела можно от края вырубки спуститься на берег длинного озера, но видимо, не стоит этого делать. Протока из него, впадающая в Мал. Гавдозеро, 500 м течёт в заболоченной густо заросшей кустарником и заваленной буреломом низине. В устье она представляет собой мелководный каменистый ручей шириной 1 м, с многочисленными завалами. Судя по проходам, по нему пытались делать проводку.
Мал. и Бол. Гавдозеро соединяет спокойная протока шириной 8 м в заболоченных берегах. Такая же протока ведёт дальше в оз. Ремака. В средней её части обнос низкого моста лесовозной дороги. На выходе из озера ещё один мост. Проход в правый пролёт, слева завалы. На карте показан зимник, хотя это реально действующая дорога. Ниже 50 м каменистый ручей шириной 2 м в зарослях кустарника. Ниже река называется Хонгоя. До поворота на юг тянется болотистый плёс, затем начинается т.н. "шивера", где на 1,5 км река падает на 7 м. Это уникальное карельское препятствие, не имеющее аналогов, встречается на небольших притоках. Узкий крутопадающий жёлоб в спрямлённом русле, по которому несётся бурный поток шириной 2 м. Он служил для спуска бревен.
Участки длиной 200-300 м чередуются с короткими разливами. Грести в нём невозможно, остается скатываться вниз, как в аквапарке и получать удовольствие. Если вы на "Щуке". Для каркасных лодок здесь трудоёмкая проводка. Проскакиваю бобровую плотину с узким водосливом. Дальше расширение русло и первый сплошной завал. Обнос по (П) берегу. Ниже ещё несколько коротких участков "шиверы" и берег Унутозера. Иду по нему на (СЗ) в сторону впадения протоки из Тумасозера:
Здесь мост автодороги, стоянки по обоим берегам, красивые поляны в урочище Тумба на месте бывшего посёлка.
День 7: 02 июня 2014 г. Унутозеро - г. Унут (315,8 м) рад, 4 км, сплав р. Сонго, пор. Тушели, 10 км.
На западном берегу Унутозера тянется высокая лесистая скально-осыпная стена г. Унут. Под стеной протянулось неприятное болото. Почему-то скалы в Карелии любят обрываться в зыбун.
Что-бы пересечь болото в узком месте, двигаюсь по озеру вдоль (З) берега до большого острова, обхожу его справа. Здесь из небольшого залива начинаю восхождение. Берег - крупные камни, дальше сразу начинается заболоченный лес. Он полого поднимается к подножию стены, сменяясь открытыми участками мохового болота. Стена - крупноглыбовая осыпь крутизной 60 градусов, с выходами разрушенных скал.
Кварцитовые глыбы покрывает мох, в распадках мелкие сосны. Перепад высот 150 м. Неплохо для Карелии. Больше напоминает склоны гор Центрального Саяна.
По широким наклонным полкам довольно быстро поднимаюсь на верх. Широкое лесистое плато, красивый вид на озеро. На возвышенностях - "сады Хийси" - россыпи крупных валунов.
Главная вершина скрыта в лесу, к ней ведёт длинный пологий подъём. Валуны, остатки деревянной вышки.
Возвращаюсь на берег озера. Впереди самый сложный порог на маршруте -Тушели. В 2013 г. я прошёл 3 нижние ступени, когда поднимался вверх от оз. Селецкое. 1-я ступень, самая интересная и сложная, осталась непройденной. От начала входной шиверы по правому берегу уходит дорога обноса. Через 3 км она выходит к большому улову ниже последней ступени. Заношу вниз рюкзак с вещами. Смотрю порог. Уровень воды значительно выше, чем в прошлом году в это время. Сказался сильный снегопад в начале мая и дожди в середине месяца. Над большим валуном в ценре 4-й ступени, который я обходил в прошлом году, стоит высокий водяной бугор. Валы выше, порог мощнее и более сложный. По тропе правого берега детально осматриваю выход из 1-й ступени.
Здесь струя тормозится в конце длинной "горки". После пологого пирамидального вала в центре русла у левого берега жёсткие высокие косые валы. Дальше косые бочки. Справа участок относительно гладкой воды, но туда ещё надо попасть, весь снос идёт влево.
Шлем, спасжилет, юбку задраить. Вперёд! В ряжах 500 м разгонной шиверы. Уже в её средней части волны перехлёстывают деку, лодка вязнет в "белой" воде, становится плохо управляемой. Обхожу самые крупные бочки, пробиваю мелкие. Всё-таки улетаю в косые валы. "Щука", как любая надувная плоскодонка, в таких валах способна выполнить красивый "переворот винтом". Приходится обрабатывать каждый вал, при их больших размерах это нетрудно. Пробиваю косую бочку на выходе. Плёс.
Выгружать вещи было ошибкой. Они обеспечивали обтекаемый контур деки. Теперь юбки провисли, в каждом отсеке плещется ведро воды. Больше всего поражает совершенно мокрый шлем. Точно помню, что с головой не накрывало. Потом в памяти встает крупный крутой вал в нижней части, на который пришлось буквально лечь. Видимо, там и зацепил шлемом за воду.
2-ю и 3-ю ступени прохожу справа по краю струи. 4-я ступень сильно изменипась по сравнению с прошлым годом. Валы мощнее, в средней части над грудой камней стоит водяной бугор. В прошлом году они были полуобливными. Уровень воды значительно выше. Огибаю их слева и по основной струе через мелкие бочки сливаюсь в улово. Ночую в 2 км ниже на правом берегу на месте бывшего посёлка сплавщиков. Здесь великолепные травяные поляны в окружении почти среднерусских берёз.
День 8: оз. Сонго - оз. Селецкое - р. Лужма - Сегозерское вдхр. Сплав - 40 км.
Дальше маршрут совпадает с прошлогодним. На оз. Селецкое в заливе на восточном берегу полуострова поднимаюсь на скальную осыпь.
Пороги реки Лужма иду сходу, они сливаются в одну мощную несложную шиверу в широком русле. Порог Котомка прохожу слева по краю струи. Обливняки, памятные по прошлому году, полностью скрыты под водой. Дальше долгая гребля по Панозеру и Сегозерскому вдхр. до устья р. Гормозерка. Уровень воды в ней также очень высокий. На следующий день в 7-20 у моста сажусь на рейсовый микроавтобус, в 9-20 я в Медгоре на жд вокзале. Конец похода.